Итак, у вас уже есть интернет-магазин. Рано или поздно вы начинаете задумываться - что можно в нем улучшить так, чтобы увеличить трафик из поисковых систем, увеличить процент конверсии из кликов в заказы, да и просто разобраться - почему ваш магазин до сих пор не «Озон» и «Юлмарт»...
SStudio не первый год работает с интернет-магазинами и витринами, которые обращаются с целью «посмотреть и улучшить». И такое желание вполне понятно и коммерчески оправданно. Поделимся своим опытом: что можно улучшить в среднестатистическом интернет-магазине (возможно, вы узнаете в описанных проблемах свои собственные).
1. Контакты
Ошибки. Контактные данные находятся не на всех страницах сайта (зачастую их нет даже на главной). На странице контактов нет схемы проезда. В контактах нет однозначного указания города или региона, где вы работаете (для региональных магазинов). В контактах нет полного списка региональных филиалов и офисов. В контактах нет телефонов отдельных служб, полезных пользователю (например, гарантийного сервиса или оптовых менеджеров). В контактах нет дней и часов работы офисов и складов. В контактах нет почтового адреса для корреспонденции.
Решения. Разместить компактный контактный блок на каждой странице сайта, причем лучше дважды - например, сверху телефон и город, а снизу - более полные данные. Обязательно установить интерактивную карту (Яндекса или Google), лучше со схемой проезда. На странице контактов указать максимально полные данные - все телефоны (90% заказов идет через телефоны), адреса офисов, складов и филиалов, время их работы. Если есть филиалы - необходимо для каждого создать отдельную страницу контактов (они пригодятся для региональной привязки в панелях вебмастеров), и дать на них ссылку из общей страницы контактов. По наблюдениям SStudio, чем больше телефонов указано на сайте и безупречнее страница контактов, тем выше к топу Яндекса сайты.
2. Персонал
Ошибки. Самая распространенная ошибка (или фобия) - не указывать имена и фамилии тех, кто непосредственно работает с покупателями, а также не выкладывать их фотографии. Между тем, до 80% покупателей читают эту информацию, и она является важным фактором в решении о покупке. Фото и имена сотрудников вызывают доверие у покупателей, они персонифицируют их с магазином, и легче расстаются с деньгами.
Решения. Создайте отдельную страницу «О нас», и разместите на ней фото искренне улыбающихся (по мере возможности) сотрудников, непосредственно работающих с покупателями, а также главы компании. Желательно указать номера их телефонов, e-mail, Skype, ICQ и аккаунты в соцсетях (желательно, чтобы там не было политики, эротики, «фото кошечек» и прочей шелухи, а в идеале - все эти аккаунты должен вести специально обученный человек). Не забудьте упомянуть возраст компании: чем он старше, тем уважительнее к вам относятся поисковые системы. Пригодятся также тексты о самой компании, ее достижениях, хорошо бы приложить дипломы и сертификаты.
3. Сторонняя реклама
Ошибки. Сторонняя контекстная реклама говорит покупателю о том, что магазин беден и еле-еле держится на плаву. Доставят ли ему после заказа товар - большой вопрос! А для поисковых систем это важный негативный сигнал, понижающий ранжирование сайта по всем коммерческим запросам без исключения.
Решения. Немедленно удалите любую стороннюю рекламу - контекстную, тизерную, баннерную. Немедленно! Исключением могут стать только ссылочные программы под строгим контролем SEO-специалистов, и не для извлечения дохода, а для продвижения сайта (иногда такое нужно, но только специалист должен решать, насколько это нужно).
4. Навязчивость
Ошибки. Пользователь заходит на сайт, и тут же всплывает блокирующее окно с предложением поставить «лайк» в Facebook или подписаться на рассылку. Пользователь возмущенно уходит с сайта, без вариантов. Еще один пример: магазин проводит акцию - скидки, подарки и т.д. Но пользователь пришел за утюгом, а ему предлагают скидку на телевизор. Пользователь раздраженно закрывает окно.
Решения. Уберите любые оповещения для просмотревшего не более 2-3 страниц сайта пользователя, мешающие ему выбирать товар! Исключение может быть только для целевых страниц - например, через 10 секунд после открытия страницы с утюгом всплывает скидка для более дорогого утюга. Если вы не можете произвести такую тонкую настройку, откажитесь от всплывающих окон вообще, и разместите баннеры акций на видном месте тела страниц. И пользователи довольны, и санкций от поисковиков не будет.
4. Категории
Ошибки. На сайте нет тегов товаров, брендов и категорий (такое еще встречается!). В категориях оказывается один-два товара, а товар не уникальный и у конкурентов их десятки. Перейти одним кликом из страницы товара в аналогичные (по категории, бренду, цене) невозможно. На одинаковые товары, но разного цвета заведены отдельные страницы. Фи! - говорит покупатель, и правильно делает.
Решения. Введите систему тегирования для всего ассортимента, и умело подавайте ее покупателю. Ему должно быть удобно ориентироваться в вашем магазине. Уберите все дубли товара, объединив их в единые страницы с выбором цвета, мощности и других качеств. Кроме того, умелая система тегирования и фильтров позволяет создавать новые уникальные страницы (на которые пойдет низкочастотный и среднечастотный трафик). Наличие фильтров товаров и сортировки положительно влияет на ранжирование и хорошо оценивается асессорами.
5. Сопутствующие товары и услуги
Ошибки. На странице товара нет предложений по схожим, дополнительным, сопутствующим и аналогичным товарам и услугам. Например, страница утюга - а на ней нет картинок и ссылок на аналогичные утюги по цене, на утюги того же бренда, на сопутствующие товары типа карандаша для чистки поверхности утюга и жидкости для заливки в утюг.
Решения. Создайте один или несколько блоков предложений по аналогичным и сопутствующим товарам/услугам для каждой страницы товара. Они должны быть заметны. Не забудьте сделать эти же блоки на странице оформления заказа. Это позволит сделать клиенту допродажу, при этом аксессуары обычно маржинальнее, что увеличит вашу прибыль. А для поисковиков это плюс в ранжировании.
6. Детализация карточки товара
Ошибки. Фото товара нет. Характеристик товара так мало, что сделать выбор невозможно. Описание товара выглядит так, будто продавец ничего не знает о товаре, или скопировал описание с других сайтов. Грамматические ошибки в описании.
Решения. Проблема делится на две части: визуальную и текстовую. Визуализация товара должна быть максимально полной: покупатель не может пощупать товар руками, и хочет увидеть его со всех ракурсов, как это было бы в физическом магазине. Вы должны дать ему все возможности: фото товара с разных ракурсов и максимальным разрешением/детализацией (как видит его человеческий глаз), видеоролик товара, 3D- модель товара. Если 3D и видео слишком дороги для вас, лучше «украсть» их с любого другого сайта, чем оставить покупателя без них. Конверсия товаров с фото в несколько раз выше, чем конверсия для товаров без фото.
Требования поисковиков к текстам в последние пару лет стали невероятно высокими. И покупатель, и поисковики требуют ощущения «экспертности» в каждом тексте о каждом товаре, а поисковики добавляют еще и требование уникальности текста. Достичь этого можно либо наймом грамотного копирайтера, либо умелым жонглированием цитат из разных сайтов. В любом случае, закон один: чем полнее и грамотнее текст о товаре, тем выше он ценится.
7. Сравнение товаров
Ошибки. Все товары разбросаны по категориям, но сравнить их на одной странице нельзя.
Решения. Функция сравнения товаров высоко ценится покупателями и поисковиками, однако обычно довольно дорога в техническом исполнении. Если вы можете себе это позволить - сделайте обязательно.
7. У товара/услуги нет цены
Ошибки. В магазине есть товар без цены. Есть дополнительная услуга (например, доставка холодильника или калибровка монитора), но на странице товара еще существование и/или ее цена не указана. Есть акция по товару, но в разделе акций она присутствует, а на странице самого товара - нет.
Решения. Регулярно проверяйте через внутренний движок или фильтр по ценам (asc) наличие товаров без цен - это могло быть ошибкой при заполнении базы или сбоем системы. Покупатель не должен этого увидеть, он просто не купит такой товар. Обязательно указывайте цену дополнительных услуг и текущую акцию по нему на странице самого товара.
7. Наличие товара на складе
Ошибки. На сайте указано, что товар есть, однако его нет или его нет в каком-то из филиалов/магазинов. Реакция покупателя - отказ от покупки.
Решения. На странице товара обязательно указывайте его наличие, а в случае нескольких филиалов - наличие по каждому филиалу. В идеале - сделать выдачу количества товара на каждом складе.
8. Рейтинг популярности и рекомендации покупателей
Ошибки. На странице товара нет указаний на то, насколько часто его покупают и что о нем думают покупатели.
Решения. Рейтинг популярности и рекомендации покупателей стали за последнее время важным коммерческим фактором при ранжировании поисковыми системами. Для вас важно то, что проверить достоверность этих данных поисковики не могут. Поэтому разумно сделать так: предоставить покупателям возможность самостоятельно проставлять рейтинг товара (звездочками или цифрами) и писать отзывы. Но если таких общительных покупателей мало, постарайтесь как можно тщательнее имитировать такую деятельность. Поисковики оценят.
9. Максимум сервиса для покупателей
Ошибки. На сайте нет часто задаваемых вопросов (FAQ), нет «обратного звонка» (CallBack), нет онлайн-консультанта, нет раздела типа «Помощь» с важной информацией.
Решения. Рейтинг популярности и рекомендации покупателей стали за последнее время важным коммерческим фактором при ранжировании поисковыми системами. Для вас важно то, что проверить достоверность этих данных поисковики не могут. Поэтому разумно сделать так: предоставить покупателям возможность самостоятельно проставлять рейтинг товара (звездочками или цифрами) и писать отзывы. Но если таких общительных покупателей мало, постарайтесь как можно тщательнее имитировать такую деятельность. Поисковики оценят.
10. Открытость миру
Ошибки. Магазин не представлен в «Яндекс-Маркете», не имеет «Островов» для Яндекса, полностью отсутствует семантическая разметка. Медленный хостинг. Отсутствие аккаунтов магазина во всех популярных соцсетях.
Решения. Сделайте так, чтобы магазин был везде (если это не затратно настолько, что нерентабельно). Если ассортимент магазина и финансовые возможности позволяют, подключайтесь к внешним коммерческим агрегаторам - «Яндекс-Маркет», «Яндекс-Такси», «Price» и т.д. Сделайте семантическую разметку Schema.org (или проставьте маркеры в панели вебмастера Google). Проверьте скорость загрузки страниц товара и страниц категорий (например, на pingdom.com), и если показатель загрузки больше 3 сек - введите более агрессивное кэширование или поменяйте хостинг на более быстрый (после переноса одного магазина на быстрый хостинг SStudio сайт за месяц поднялся в топе Яндекса на 10 позиций, а продажи поднялись на 15%). Заведите аккаунты в самых популярных среди ваших покупателей соцсетей (для России это Вконтакте, Facebook, ЖЖ, Одноклассники, Twitter, Instagram).
И главный наш совет - работайте с профессионалами SStudio!